Касательно СССР..
«ИЖ-Планета-Спорт». Или просто «ПеС», как любовно и гордо называли его особо безбашенные представители поколения советских рокеров семидесятых. Первый и последний серийный отечественный стритфайтер, посеявший смятение в элитных рядах интеллигентных «явистов». Кто помнит о нем?

- 19_01_00.jpg (50.62 Кіб) Переглянуто 9525 разів
После ПСа все отечественное — не то!
Не секрет, что эра отечественной мототехники близится к закату. И импортными комплектующими, в том числе и китайскими, делу не поможешь. Но цены на японское мото б/у поражают воображение простых работяг. И их взор опять обращается назад, к ним родным, до боли знакомым, советским мотоциклам. Но таким ли уж всем знакомым?
— На «Спорта» я подсел давно, — вспоминает главный томский «заводчик ПСов» Андрей Згибнев. — И с тех пор не слезаю. Перелопатил их кучу. До этого ездил практически на всех отечественных двухтактниках. Но со «Спортом» они не сравнятся. Когда на него сел — адреналин собирал ложками. Мощный, легкий. Я, вообще, считаю, что «ПеС»- лучшее у нас, что было создано. Конечно, с сегодняшними «японцами» не сравнить. Но они мне, как и многим обычным парням, просто не по карману. К тому же не надо забывать, что появился аппарат более тридцати лет назад. А для того времени это была настоящая машина. Хотя тогда, как и сейчас, среди общей массы мотоциклистов известен он мало. Вероятно, потому что выпущено «ПСов» было не так много. Да и стоили они практически как «Ява», авторитет которой у нас был непререкаем.
32 «кобылы» на сто сорок килограммов — это круто!
Упоминая «японцев», Андрей загадочно улыбается. Ведь недолгая, по нашим меркам, почти десятилетняя история существования «Спорта», напрямую связана с ними. Сколько было разговоров о том, что ИЖмаш просто скопировал «Ямаху». И неспроста. Ведь, вопреки всему ижевскому мотоциклетному ряду, основанному на безбожной унификации, этот мотоцикл отличался от привычных безликих «Ижей» практически всем. От внешнего вида, до технических решений и характеристик. Максималка — реальные 140, небывалая «дурь» в 32 «кобылы», раздельная система смазки. Чистый одиночка. Ничего подобного в серийной отечественной мотоциклетной практике в 1974 году, в год создания «Спорта» не было. Козлили на нем от души. Да и бились, признаться, — тоже. Рискну предположить, что появление этого байка в СССР можно сравнить с фурором, который произвела на мировую мотообщественность несколькими годам ранее знаменитая Хонда СВ-750. Оба — «штучки» для гурманов. Оба принесли с собой время динамичных «двухколесных игрушек».
«Японец» или «россиянин»?
Масло в огонь подливали и настоящие японские комплектующие, которыми комплектовались первые «Спорты». Один только легендарный карбюратор «Микуни», исправлявший врожденное нежелание заводиться, боготворимый «ПСоводами», прибавлял «Спорту» 4 лошадиные силы. И это во времена железного занавеса, когда о «японцах» у нас еще слыхом не слыхивали. Как попали японские «цацки» на отечественный серийный байк? Разве не появятся тут легенды? Правда, вскоре японские примочки уступили место отечественным, что сильно подорвало славу «Спорта», и все равно равных по динамике на дороге ему не было.
Но времена меняются. Давно ушел в прошлое 1984 год, когда этот достаточно дорогой и редкий мотоцикл по неведомым причинам был снят с производства. Но память у настоящих ценителей о нем осталась. И не только память. Попадаются еще на дорогах отдельные экземпляры, как правило, сильно замученные. Впрочем, такое положение дел не устраивает Згибнева.
Пусть буржуины сглотнут слюну!
-Я познакомился практически со всеми владельцами более-менее живых «Спортов» в городе, — рассказывает он. — К сожалению, их не так много, и мы решили организовать что-то вроде клуба любителей этого аппарата. Будем «подымать» «старичков». Помните, раньше были «клубы любителей «Явы». Так почему не может быть «клуба любителей «Спортов»? Когда мы вместе — мы сила! Соберемся и «дадим коксу» по городу, пусть зажравшиеся буржуины знают, что народная любовь не измеряется бабками».
К Андрею часто подходят на улицах пацаны. «Дяденька — а это что — «Ява»?» — спрашивают они, тыкая в яйцеобразный бак его мотоцикла. В ответ он лишь ухмыляется — нынешним пацанам, воспитанным на «Харлеях», «Ямахах», «БМВ» и прочих «Хондах», не понять, как тащились их отцы в семидесятые, легко, лишь одной правой кистью руки подымая своих «Спортов» на попа. Те времена ушли безвозвратно? Или — нет?
Андрей Суров
Фото Анатолия Лукашина
Источник: http://tomsk.aif.ru/issues/270/19_01