В 1975 году Yamaha вывели на американский рынок новую модель XT500. Это был большой четырехтактный сингл с мягким характером и весом в 136 кг. И ничего бы не случилось, если бы новая модель не попалась на глаза Торстену Холману (4х кратный чемпион мира) и Стену Лундину (2х кратный чемпион мира), которые работали в Yamaha Швеция. Но в Yamaha отказались поставить несколько мотоциклов для экспериментов, тогда Холман купил один из мотоциклов, которые участвовали в 6 Days Enduro в Англии.
Все началось с поиска рамы, донором стала рама от кроссовой Husqvarna. После скрещивания рамы и двигателя получился Холман-Лундин HL500.
Затем в ProFab сняли характеристики рамы и сделали точную копию для массового изготовления.
499cc мотор был основан на моторе XT500 (выдавал 30 л.с), но подготовленный и модифицированный для гонок он выдавал 50 л.с.
Хорошей рекламой для Yamaha были гонки и в 1977 этот мотоцикл даже участвовал в 500 GP (опен класс чемпионата мира по мотокроссу). Бенгт Аберг закончил сезон на 9м месте в общем зачете (также победа на GP Люксембурга), что можно было считать успехом. Такой неожиданный успех вынудил Yamaha в 78-79 годах мелкосирийно выпустить около 400 экземпляров, которые собирались в Англии.
Передняя подвеска в сборе была от гранприйной YZ400. Задняя комплектовалась алюминиевым маятником и твиншоками от Fox Air или Ohlins, по сути мотоцикл был конструктором разных производителей.
Вес HL500 составлял 118 кг, но экземпляр на котором выступал Бенгт Аберг, весил 104 кг (это примерно вес современной 250 4Т +1 кг или на 2-3 кг легче современной 450 4Т).
Глушитель отсутствовал как таковой, сейчас бы FIM не выпустила такой мотоцикл на трассу.
Если бы у YZ400F 1998 года (первый массовый кроссовый 4Т) был дедушка, то это бы был HL500.




