Ирбитские мотоциклы в вопросах и ответах

Актуально на 1966 год

 

 

Как правильно отрегулировать клапаны?

Первое условие регулировки клапанов— двигатель должен быть холодным. С началом закрытия впускного клапана регулируют зазор для выпускного клапана, с началом подъема выпускного — зазор для впускного.

Можно воспользоваться и методом «перекрытия клапанов». Установив перекрытие в правом цилиндре, регулируют зазоры выпускного и впускного клапанов в левом. И наоборот.

В том случае, если на двигателе стоят стальные трубчатые штанги, зазор должен быть минимальным и в то же время допускать свободное проворачивание штанги вокруг продольной оси на 360 градусов. Обязательно проверяйте регулировку через каждые 500—700 километров пробега.

 

Взаимозаменяемы ли кривошипные механизмы двигателей М-72 и М-62?

Нет, не взаимозаменяемы. Основные различия видны из таблицы:

Размеры М-72 М-61 и М-62
Радиус кривошипа, мм 39 34
Длина шатуна, мм 150 128
Расстояние от днища поршня до оси отверстий под поршневой палец, мм 41 34

 

Поршневые пальцы одинаковы для всех двигателей, исключая модель М-52.

 


При работе двигателя в тяжелых условиях увеличивается зазор в приводе клапанов. Можно ли от этого избавиться?

С прогревом двигателя зазор в приводе клапанов действительно увеличивается на 0,2—0,3 мм, но на его работе это не сказывается. При желании можно отрегулировать привод так, что не будет зазора между клапаном и коромыслом. И опять же (как в первом случае) на холодном двигателе штанга должна свободно проворачиваться вокруг оси.

 

Почему бы заводу не перейти на выпуск шестерен распределительного вала из текстолита? Ведь это значительно снизило бы шумность работы двигателя.

Специальные испытания, проведенные заводом еще в 1947—1948 и в 1955 годах, показали, что такая замена потребовала бы точной фиксации генератора в строго определенном положении, обеспечивающем минимальный боковой зазор в зацеплении шестерен распределительного вала и генератора. Неизбежное усложнение технологии изготовления деталей двигателя, увеличение его трудоемкости не оправдываются теми результатами, которых можно ожидать от применения текстолитовой шестерни.

 

Как определить качество топливной смеси?

Заслуживает внимания способ определения качества смеси по налету на изоляторе свечи.

Поступите следующим образом. Выберите прямой участок дороги длиной около двух километров. Включив третью передачу, развейте скорость до 45 км/час. Затем остановитесь, быстро заглушите двигатель и выверните свечи. Черный налет на изоляторе и электродах укажет на то, что двигатель (или какой-то цилиндр) работает на богатой смеси, светло-желтый—будет свидетельством бедной, а коричневый подтвердит вам, что смесь нормальна.

 

Что делается для снижения шумности двигателя?

Для верхнеклапанных двигателей вообще характерна большая жесткость и шумность работы привода механизма газораспределения по сравнению с двигателями нижнеклапанными. Причина— в более высокой степени сжатия, сложной системе привода клапанов и больших зазорах между тарелками и седлами клапанов.

Создание кулачка нового профиля, обеспечивающего более плавный подъем и посадку клапана в седло, применение для штанг металла с линейным расширением 14-18*10-5 мм/град., разработка новых, более совершенных глушителей шума впуска и выпуска — вот те вопросы, которые должны решить конструкторы для снижения шумности.

 

Можно ли установить автомат опережения зажигания на двигатели М-61 и М-72М?

Чтобы установить такой автомат на М-61, нужно приобрести следующие узлы и детали двигателя М-62: распределительный вал, крышку распределительной коробки и переднюю крышку с винтами крепления, двухвыводную катушку зажигания Б-201, прерыватель ПМ-11А. Кроме того, необходимо заглушить два отверстия для вывода проводов высокого напряжения в картере.

Установить автоматику на М-72М, переделывая опережение зажигания, возможно лишь в том случае, если у вас есть специальный распределительный вал, который в домашних условиях изготовить нельзя.

 

Можно ли установить на М-72М заднюю передачу от М-62?

Такая замена возможна, если у задней подвески увеличенный ход. В противном случае нужно заменить пружину подвески, а на передачах, выпущенных до января 1964 года, — и укоротить на 8 мм стаканчик, залитый в крышку картера.

Выпускаемая сейчас передача (без пружины) полностью взаимозаменяема с передачей М-72М.

 

Как правильно проверить зажигание на двигателе М-62?

Необходимо помнить следующее: к моменту размыкания контактов (подачи искры) поршни должны находиться на расстоянии 10 мм от ВМТ (40 градусов по углу поворота коленчатого вала до ВМТ).

Устанавливать зажигание нужно при полностью разведенных грузиках автомата опережения, а для модели М-61 — при положении манетки «раннее».

 

Возможна ли на ирбитских мотоциклах замена батарейного зажигания на магнето?

Такое переоборудование связано c большими конструктивными переделками и возможно только в условиях завода.

 

Какая разница между генераторами Г-11А и Г-414 ?

Разница видна из таблицы:

Параметры Г-11А Г-414
Номинальное напряжение, В 6 6
Номинальная сила тока, А 7 10
Мощность, Вт 45 65

 


Посадочные места у генераторов одинаковы. Полярность у Г-414 («минус» на массу) введена в связи с требованиями ГОСТа.

Каждый генератор может работать с определенным реле-регулятором: Г-11А — с РР-31А, а Г-414 —с РР-302.

 

 

И. КОШЕЛЕВ, начальник сектора двигателей

ХАЛТУРИН, ведущий конструктор

г. Ирбит


 

1966N02P24








Связь с администрацией: [email protected]