Как эксплуатировать мотоцикл зимой

Мотоцикл зимой

 

Как эксплуатировать мотоцикл зимой? Ответ на этот вопрос в книгах найдешь не всегда. Мы не будем пересказывать заводские инструкции. Напомним лишь о фактах, которые подчас не известны водителям.

С наступлением зимы многие ставят машину на прикол: возникают трудности в ее эксплуатации, да и поездка без защитных средств не приносит удовольствия. И все-таки зимой ездить можно. Надо только к этому подготовиться.

Встают такие вопросы: как защититься от встречного потока воздуха, как пускать двигатель, как избавиться от скольжения колес?

До сих пор идет спор о том, какой мотоцикл для зимы лучше. Люди опытные предпочитают, особенно на заснеженных участках, облегченный мотоцикл с платформой на раме коляски. Для такого мотоцикла желательны шины широкого профиля с грунтозацепами. Имеет смысл укрепить под рамой щит.

Мотоцикл необходимо оборудовать защитным ветровым щитком, брызговиками для защиты ног. Это так же естественно, как теплый воротник на пальто.

Ветровой щиток надо устанавливать наклонно и так, чтобы он доходил только до уровня глаз водителя — не выше. Поток встречного воздуха будет обтекать его и пойдет на 50 мм выше головы водителя. Нередко на дорогах можно видеть мотоциклистов, которые прячутся за высоченными щитками. Надежда получить удобства закрытого автомобиля иллюзорна. Плексиглас покрывается инеем, льдом, грязью, запотевает. Из-за плохой видимости водитель вынужден тянуться вверх или, наклонясь, глядеть сбоку щитка. В итоге он быстро устает. С такими щитками ездить опасно, так же, как на автомобиле с неработающим стеклоочистителем. От низкого щитка просто мало проку, а плоский вызывает завихрение и при вертикальной установке увеличивает сопротивление воздуха.

В дополнение к нижней части щитка хорошо положить на бак мотоцикла попону, которой закрывают колени. Дело в том, что многие мотоциклы, и в частности «Урал», в мороз нагреваются слабо. Образующееся под попоной тепло согревает и водителя, и двигатель, и бензобак.

Очень важно иметь теплую, ветронепроницаемую экипировку — кожаные рукавицы с шерстяными варежками, плотно прилегающую одежду, закрывающую щели у шеи и рукавов. На шлеме необходим защитный прозрачный козырек. Его регулируют так, чтобы ветер, обтекающий ветровой щиток, не попадал в глаза. От всевозможных очков в мороз часто больше вреда, чем пользы. Они запотевают, покрываются снегом.

Много хлопот зимой доставляет пуск двигателя. Его можно облегчить, если притереть клапаны (см. «За рулем», 1963, № 3). В этом случае, например, двигатель типа «Урал» начинает работать после 3—5 нажимов пусковой педали при температуре до минус 15 градусов. Применяется бензин А-74 и авиационное масло, разведенное веретенным АУ до вязкости масла АК-10. Без подогрева пуск удавался и при минус 34 градусах. Но это, конечно, своеобразный рекорд.

Помогает выйти из положения нагревание свечи и заливка в цилиндр (или воздухоочиститель) малых порций бензина А-74, желательно с 30 процентами эфира. Бензин надо впрыскивать тонким (диаметром 8 мм) длинным насосом с форсункой. Насос будет подавать мелко распыленное топливо.

Безотказный пуск в сильные морозы обеспечивают также электрические нагревательные элементы мощностью 60 ватт. При удачном креплении температура цилиндра быстро повышается до 60 градусов.

Часто применяют мотоциклисты пусковой зуммер, при помощи которого можно создать в цилиндре сильное и длительное искрообразование. Но он практически не облегчает пуска.

Представление о зиме ассоциируется с гололедом, заносами машины. Действительно, все это приходится испытать, и не раз. Но лучше поначалу испробовать скольжение колес не на оживленном перекрестке, под неодобрительным взглядом инспектора, а в более «интимной» обстановке.

В этой связи хочется сказать несколько слов об опрокидывании мотоциклов

с коляской. Стоит мотоциклисту, впервые прицепившему коляску, превысить безопасную скорость и повернуть руль вправо, как коляска поднимается, и мотоцикл начинает опрокидываться. Достаточно поддержать его слева ногой, и он встает на три колеса. Даже если вы перевернетесь, беда невелика. Обычно водитель оказывается в безопасной зоне, которую образуют, упираясь в землю, руль и заднее седло, и отделывается пустяковыми ушибами. А вот о коварном поведении мотоцикла при повороте влево предупреждают редко. Между тем, если вы, забыв об осторожности, на большой скорости сворачиваете влево, заднее колесо поднимается, мотоцикл начинает переворот через нос коляски. Последствия зависят от умения водителя падать.

Водитель должен всесторонне испытать действие тормозов, чтобы «прочувствовать» их возможности на льду. Почти во всех случаях надо пользоваться обоими тормозами. Это эффективнее. Но когда водитель не умеет применять передний тормоз или, жалея переднюю вилку, пользуется им лишь изредка, он во всяком случае должен при торможении ножным тормозом делать ложное движение рычагом ручного. Так он приучит себя действовать в аварийной ситуации быстро и решительно. Тренировка на катке поможет водителю уверенно управлять мотоциклом на зимних дорогах, застрахует его от происшествий.

Конечно, с течением времени у каждого мотоциклиста появятся свои навыки, свои приемы вождения мотоцикла зимой. Но, думается, советы, которые я привел, окажут ему в этом помощь.

М. ГИНЦБУРГ.

 


1964N01P28








Связь с администрацией: [email protected]